С высоты
(1)Металлическая изгородь отделила провожающих и отлетающих. (2)В самолёте мы прилипли к иллюминаторам, и перед нами предстала чудесная картина. (3)Горы встретили нас непогодой, гигантские потоки воды устремились вниз. (4)Рядом грохотала река, несущая под крутой уклон беловатую, словно подбеленную молоком, но вовсе не грязную, воду. (5)Сразу же за рекой поднимались скалистые горы, очерченные ломаной линией. (6)На поляне, ограниченной с трёх сторон невысоким кустарником, а с одной стороны горной рекой с ледяной водой, начинающие альпинисты занимались зарядкой.
(7)Ещё когда мы шли сюда, поднявшись из ущелья и выйдя на горный простор, справа и слева слышались свистки сурков. (8)Удивительна быстрота, с которой они ныряют в свои норы. (9)Даже смертельно раненный сурок всё же успевает скрыться в норе. (10)Замерев, они могут стоять очень долго в полной неподвижности, словно окаменев, но при резком движении кого-нибудь из нас исчезают мгновенно.
(11)Мы прошли по краю очень глубокого ущелья, на дне которого навстречу нам бежала с ледников вода, стремясь слиться с другими реками. (12)Небо над окружавшими нас вершинами разъяснилось, и в течение часа на нём загорелись звёзды.
По В. Солоухину (167 слов)
Задания
I вариант
- В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
- Из предложений 1−7 выпишите однородные обособленные обстоятельства.
- Среди предложений 1−8 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.
- Из предложения 11 выпишите все предлоги.
- Из предложений 1–6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
- Среди предложений 3–11 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
- Укажите способ образования слова беловатую (предложение 4).
- Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.
- Выпишите грамматические основы предложения 8.
II вариант
- Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
- Из предложений 8−10 выпишите обособленные обстоятельства.
- Среди предложений 7−12 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
- Из предложения 12 выпишите все предлоги.
- Из предложений 8–12 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
- Среди предложений 3−11 найдите сложноподчиненные с придаточным определительным. Укажите его номер.
- Укажите способ образования слова непогодой (предложение 3).
- Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе согласования.
- Выпишите грамматические основы предложения 10.
Другие диктанты из рубрики «10 класс»:
- Диктант Рябина По А. Яшину (189 слов.)
- Диктант Волшебная улица (197 слов)
- Диктант Ёлка в траншее По Ф. Бездудному (196 слов.)
- Диктант Красота осени По Ю. Бондареву (196 слов)
- Диктант По И. Тургеневу (193 слова)
- Диктант Грамотность на Руси По И. Голуб (169 слов.)
- Диктант Чудесная ночь По С. Ковалевской (164 слова.)
- Диктант Море и лес По А. Серафимовичу (190 слов.)
- Диктант Гость По И. Тургеневу (194 слова.)
- Диктант Раннее утро По В. Набокову (197 слов.)