Чудесная ночь
(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.
(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.
(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.
(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!
По С. Ковалевской (164 слова.)
Задания
I вариант
- В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
- Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
- Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
- Из предложения 5 выпишите все местоимения.
- Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.
- Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).
- Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.
- Выпишите грамматические основы предложения 16.
II вариант
- Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
- Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
- Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.
- Из предложения 11 выпишите все союзы.
- Из предложений 6–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.
- Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).
- Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.
- Выпишите грамматические основы предложения 17.
Другие диктанты из рубрики «10 класс»:
- Диктант Рябина По А. Яшину (189 слов.)
- Диктант Волшебная улица (197 слов)
- Диктант Ёлка в траншее По Ф. Бездудному (196 слов.)
- Диктант Красота осени По Ю. Бондареву (196 слов)
- Диктант По И. Тургеневу (193 слова)
- Диктант С высоты По В. Солоухину (167 слов)
- Диктант Грамотность на Руси По И. Голуб (169 слов.)
- Диктант Море и лес По А. Серафимовичу (190 слов.)
- Диктант Гость По И. Тургеневу (194 слова.)
- Диктант Раннее утро По В. Набокову (197 слов.)