Забавная игра
(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.
(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.
(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.
(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице.
По И. Тургеневу (193 слова)
Задания
I вариант
- В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
- Из предложений 1−5 выпишите обособленные обстоятельства.
- Среди предложений 1−5 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
- Из предложения 4 выпишите все местоимения.
- Из предложений 6–7 выпишите слово с приставкой на -з,-с.
- Какой частью речи являются слово рубленное (7 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
- Укажите способ образования слова немногосложной (предложение 4).
- Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.
- Выпишите грамматические основы предложения 11.
II вариант
- Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
- Из предложений 6−10 выпишите обособленное обстоятельство.
- Среди предложений 6−10 найдите простое осложненное предложение. Укажите его номер.
- Из предложения 8 выпишите все местоимения.
- Из предложений 8–10 выпишите слова с приставкой на -з,-с.
- Какой частью речи являются слово передней (8 предложение)? Какой частью речи в другом контексте оно может быть еще?
- Укажите способ образования слова беспрестанно (предложение 5).
- Выпишите словосочетание (предложение 2), построенное на основе управления.
- Выпишите грамматические основы предложения 5.
Другие диктанты из рубрики «10 класс»:
- Диктант Рябина По А. Яшину (189 слов.)
- Диктант Волшебная улица (197 слов)
- Диктант Ёлка в траншее По Ф. Бездудному (196 слов.)
- Диктант Красота осени По Ю. Бондареву (196 слов)
- Диктант С высоты По В. Солоухину (167 слов)
- Диктант Грамотность на Руси По И. Голуб (169 слов.)
- Диктант Чудесная ночь По С. Ковалевской (164 слова.)
- Диктант Море и лес По А. Серафимовичу (190 слов.)
- Диктант Гость По И. Тургеневу (194 слова.)
- Диктант Раннее утро По В. Набокову (197 слов.)