Контрольный диктант по итогам 1 полугодия
Гость
(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.
(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.
(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.
(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице.
По И. Тургеневу (194 слова.)
Задания к тексту
- В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
- Какой тип речи представлен в тексте?
- Объясните лексическое значение слов «дворовые» (ребята), «смятение».
- Из 4 предложения выпишите слова, образованные разными способами.
- Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.
- Из 5 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.
- Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
- Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.
- Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Другие диктанты из рубрики «10 класс»:
- Диктант Рябина По А. Яшину (189 слов.)
- Диктант Волшебная улица (197 слов)
- Диктант Ёлка в траншее По Ф. Бездудному (196 слов.)
- Диктант Красота осени По Ю. Бондареву (196 слов)
- Диктант По И. Тургеневу (193 слова)
- Диктант С высоты По В. Солоухину (167 слов)
- Диктант Грамотность на Руси По И. Голуб (169 слов.)
- Диктант Чудесная ночь По С. Ковалевской (164 слова.)
- Диктант Море и лес По А. Серафимовичу (190 слов.)
- Диктант Раннее утро По В. Набокову (197 слов.)