Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами!
На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай!
Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке.
(По С. Багрову) (98 слов)
Задание
(на выбор учащихся)
- С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое — текст?
- какую роль в тексте играют слова с переносным значением?
- с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- докажите, что этот текст является не описанием, а повествованием;
- какова роль эпитета в этом тексте?
- Графически объясните орфограммы в словах этого текста, схемами — знаки препинания;
- выполните синтаксический разбор выделенного предложения; морфологический разбор слов: в шляпках, березовой (рощей); фонетический разбор слова осень.
Другие диктанты из рубрики «5 класс»:
- Диктант Дыхание моря (154 слова)
- Диктант Поздняя осень (111 слов) + задания
- Диктант Туман (132 слова) + задания
- Диктант Рябина (136 слов)
- Диктант Осень в лесу (133 слова)
- Диктант Первый сенокос (77 слов)
- Диктант Август (90 слов)
- Диктант Рыбаки (90 слов)
- Диктант Летний гром (86 слов)
- Диктант Удачный поход (97 слов)