Диктант по В. Астафьеву (110 слов)

Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Лю­бить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?

Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую голову.

И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется серд­чишко в частом, растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.

А уж какая она — эта Родина, — все зависит от того, какие чувст­ва перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как я люблю свою диковатую и пре­красную Сибирь…

(По В. Астафьеву) (110 слов)

Задания

  1. Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
    • к какому стилю речи он относится. Аргументируйте;
    • как вы понимаете смысл выражений «любить землю», «займется сердчишко»? Обратитесь к толковому словарю;
    • докажите, что слово земля — многозначное. Убедите нас в этом, составив предложения таким образом, чтобы значения сло­ва проявились.
  2. Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы разного лица?
    • удалось ли автору уместно использовать глаголы, чтобы четко и образно выразить свои мысли? Какие еще языковые средства использованы с этой целью?
    • графически объясните орфограммы. Какие орфографиче­ские правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
    • выполните морфологический разбор слов прекрасную (Си­бирь), более двадцати (лет);
    • расскажите, что такое часть речи? Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи?
    • выпишите по одному глаголу настоящего и прошедшего времени, а также инфинитив. Разберите их по составу. Каким об­разом найти формообразующие основы глаголов?
  3. Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите свое сочинение-рассуждение.
Автор: Астафьев В.

Другие диктанты из рубрики «6 класс»: