Диктант Чудесная ночь По С. Ковалевской (164 слова.)

Чудесная ночь

(1)Весенняя ночь, волнующая, душистая, полная таинственных чар и страстного замирания, плывёт по небу. (2)Дудочка пастуха умолкла. (3)Все звуки мало-помалу стихли. (4)Лягушки присмирели, и комары угомонились. (5)Время от времени пронесётся какой-то странный шелест в кустах, или порыв ветра унесёт из дальнего села вой цепного пса, томящегося одиночеством в эту чудесную ночь.

(6)В большой прохладной комнате душно. (7)Встаёшь с постели, открываешь окно и прикладываешься горячей щекой к стеклу. (8)Но лицо пылает по-прежнему, и так же томительно замирает сердце.

(9)Кругом тихо! (10)Роща кажется огромной. (11)Деревья точно сдвинулись вместе и словно сговариваются, будто открывают важную тайну. (12)Вдруг раздаётся переливчатый звон: это почтовая карета проезжает по большой дороге. (13)Бряцание бубенчиков слышно уже издалека. (14)На минуту оно смолкнет, должно быть, тройка заехала за гору.

(15)Как волнует звук почтовых бубенчиков ночью! (16)Ведь знаешь – некого ждать. (17)А всё же как услышишь этот серебристый звон на дороге, сердце так и забьется и вдруг потянет куда-то вдаль, в какие-то неведомые страны. (18)Как же хороша жизнь!

По С. Ковалевской (164 слова.)

Задания

I вариант

  1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
  2. Из предложения 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 1−5 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 5 выпишите все местоимения.
  5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 6−10 найдите простое односоставное определенно-личное. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова мало-помалу (предложение 3).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе управления.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 16.

II вариант

  1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
  2. Из предложения 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
  3. Среди предложений 11−17 найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите их номера.
  4. Из предложения 11 выпишите все союзы.
  5. Из предложений 6–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  6. Среди предложений 15−18 найдите такое сложное, обе части которого односоставные. Укажите его номер.
  7. Укажите способ образования слова издалека (предложение 13).
  8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе примыкания.
  9. Выпишите грамматические основы предложения 17.
Автор: Ковалевская С.

Другие диктанты из рубрики «10 класс»: