Диктант (104 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-­западном направлении.

В вышине звенит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащо­бе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шест­вует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелко­водной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

(104 слова)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Пользуясь словарем, определите, в каком значении упот­реблено в тексте выделенное слово;
    • отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;
    • с помощью подбора однокоренных слов объясните значе­ние слов: звенит (песенка), переливчатая (песенка);
    • найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?
  2. Используя слова из текста в качестве иллюстрации, расска­жите о том, какую роль выполняют суффиксы в речи;
    • обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфографи­ческие правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Автор:

Другие диктанты из рубрики «6 класс»: